Новосибирский музей стал хранителем нужной в компьютерный век реликвии алтайских шаманов
Страница 1 из 1
Новосибирский музей стал хранителем нужной в компьютерный век реликвии алтайских шаманов
Столетний бубен, побывавший на своем веку в руках настоящих шаманов и даже успевший сняться в советском черно-белом фильме, появился в начале июня в коллекции музея Института археологии и этнографии СО РАН. Более века назад этот инструмент держали руки настоящих камов — алтайских шаманов, которые пели ритуальные песни и собирали на свои костюмы сотни подвесок-духов из других миров. Этнографы не боятся могучей внутренней силы шаманского бубна, потому что «вещь, переданная в музей, несет исключительно благо». Корреспонденты НГС.НОВОСТИ узнали о значении уникальной вещи, которая роднит древних алтайских шаманов с современными системными администраторами.
3 июня 2010 года в дар музею Института археологии и этнографии СО РАН передали уникальную вещь — старый шаманский бубен, который использовался алтайскими шаманами в начале прошлого века. Именно этот бубен запечатлен в художественном фильме «Одна», снятом в 1931 году в горах Алтая выдающимся кинематографистом Григорием Козинцевым. «Съемочная группа успела захватить время, когда шаманы камлали с жертвоприношениями духам — на палку надевался череп лошади и ее же свежая содранная шкура», — рассказывает Александр Козинцев, российский антрополог, сын Григория Козинцева. Бубен подарил режиссеру Козинцеву его прежний владелец Кондратий Танашев, когда гостил у него в Ленинграде
В начале 30-х гг. алтайский шаманизм попала под жестокую руку советской власти — бубны в массовом порядке сдавали в исполкомы и краеведческие музеи.
«Деревянный бубен, возраст которого может превышать 100 лет, использовался в окрестностях села Куяган Алтайского края», — цитирует пресс-служба президиума СО РАН Ирину Октябрьскую, завотделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. Обтянутый шкурой бубен имеет диаметр около 50 см и оснащен звенящими железными подвесами и колотушкой, а на его гладкой стороне изображены космогонические картины. «Подвески на бубне — это насест для духов, которых может быть очень много: от десятков до сотен тысяч душ из другого мира, — подчеркивает Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея.
— Главный дух-покровитель вырезан на рукояти бубна. После смерти шамана всех духов выпускают на волю — бубен одевают на острый сук и рвут».
Владелец бубна алтаец Кондратий Танашев исполнил в фильме «Одна» эпизод камлания. «С виду горький пьяница Танашев на моих глазах в темной, дымной юрте лечил детей, бил колотушкой в бубен, выл, выкрикивал древние заклинания, — пишет в своей книге «Пространство трагедии» Григорий Козинцев. — К его одежде были пришиты шкурки высохших лягушек и зверьков. Под конец обряда шаман увеличивал темп, его глаза закатывались, а на губах выступала пена».
В начале 30-х гг. шаманизм на Алтае «ушел в горы», но не умер. Шаманы там есть до сих пор, с культовыми бубнами, колотушками и традиционными камланиями, правда, без кровавых жертвоприношений.
Константин Пономарев, Мария Сорокина
Источник: http://news.ngs.ru/more/66666/
...
...
3 июня 2010 года в дар музею Института археологии и этнографии СО РАН передали уникальную вещь — старый шаманский бубен, который использовался алтайскими шаманами в начале прошлого века. Именно этот бубен запечатлен в художественном фильме «Одна», снятом в 1931 году в горах Алтая выдающимся кинематографистом Григорием Козинцевым. «Съемочная группа успела захватить время, когда шаманы камлали с жертвоприношениями духам — на палку надевался череп лошади и ее же свежая содранная шкура», — рассказывает Александр Козинцев, российский антрополог, сын Григория Козинцева. Бубен подарил режиссеру Козинцеву его прежний владелец Кондратий Танашев, когда гостил у него в Ленинграде
В начале 30-х гг. алтайский шаманизм попала под жестокую руку советской власти — бубны в массовом порядке сдавали в исполкомы и краеведческие музеи.
«Деревянный бубен, возраст которого может превышать 100 лет, использовался в окрестностях села Куяган Алтайского края», — цитирует пресс-служба президиума СО РАН Ирину Октябрьскую, завотделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН. Обтянутый шкурой бубен имеет диаметр около 50 см и оснащен звенящими железными подвесами и колотушкой, а на его гладкой стороне изображены космогонические картины. «Подвески на бубне — это насест для духов, которых может быть очень много: от десятков до сотен тысяч душ из другого мира, — подчеркивает Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея.
— Главный дух-покровитель вырезан на рукояти бубна. После смерти шамана всех духов выпускают на волю — бубен одевают на острый сук и рвут».
Владелец бубна алтаец Кондратий Танашев исполнил в фильме «Одна» эпизод камлания. «С виду горький пьяница Танашев на моих глазах в темной, дымной юрте лечил детей, бил колотушкой в бубен, выл, выкрикивал древние заклинания, — пишет в своей книге «Пространство трагедии» Григорий Козинцев. — К его одежде были пришиты шкурки высохших лягушек и зверьков. Под конец обряда шаман увеличивал темп, его глаза закатывались, а на губах выступала пена».
В начале 30-х гг. шаманизм на Алтае «ушел в горы», но не умер. Шаманы там есть до сих пор, с культовыми бубнами, колотушками и традиционными камланиями, правда, без кровавых жертвоприношений.
Константин Пономарев, Мария Сорокина
Источник: http://news.ngs.ru/more/66666/
...
...
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2089
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Этнологический музей г.Барселона
» В Японии есть музей камней, которые выглядят как человеческие лица
» Мнение Г.Потанина об алтайских камах
» ШАМАН ВО ВСЕЛЕННОЙ АЛТАЙСКИХ МИФОВ
» ЭТИМОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА АЛТАЙСКИХ ДЕМОНИМОВ
» В Японии есть музей камней, которые выглядят как человеческие лица
» Мнение Г.Потанина об алтайских камах
» ШАМАН ВО ВСЕЛЕННОЙ АЛТАЙСКИХ МИФОВ
» ЭТИМОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА АЛТАЙСКИХ ДЕМОНИМОВ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения