Четыре покровителя шаманов
Страница 1 из 1
Четыре покровителя шаманов
Четыре покровителя шаманов
По представлению алтайцев, каждый из шаманов, камлавших во всех зонах Вселенной, имел четырех персонифицированных духов-покровителей и помощников. При камлании в небесной зоне кам обращался к одному из почитаемых духов категории ару тёс —
«чистых (благодетельных) тёсей», к которым относились преимущественно Ульгень и его сыновья. У каждого кама, путешествующего на небо, был один определенный ару тос — либо сам Ульгень, либо чаще кто-нибудь из его сыновей (Каршит, Лажылган, Бурчаган и т. д.). Данные ару тбси назывались также словом тангара — «божество». Есть конкретные материалы и о том, что обычно каждый алтайский род имел своего тбся-покровителя. Вторым покровителем у каждого кама был свой алтай, т. е. священная гора, носившая то или иное собственное имя, хозяин которой помогал камам в их путешествиях в земной сфере (по горам, снежным вершинам, ледникам-и тайге), принимал жертвы, выслушивал просьбы кама и решал их судьбу. Обычно эта гора, как было показано выше, определяла судьбу самого шамана, его культовую деятельность, продолжительность жизни и т. д. Третьим покровителем у каждого шамана являлся кам-тёс, т. е. дух — предок (или предки) умершего ранее шамана по линии и отца, и матери, который, как правило, и «наступал» или «давил» (тдс пасып-]ат) в свое время на него и заставил стать камом. Эта категория духов шамана помогала ему во всех видах камланий, вливалась в него, охраняла от злых духов его двойника (Jула) и т. д. Наконец, четвертым почитаемым и грозным покровителем кама был дух, относящийся к категории кара тёс — категории злых обитателей подземной сферы, где главенствовал Эрлик. Он и его сыновья — ведущие персонажи упомянутой
категории. Каждый кам считал своим тбсем одного из сыновей Эрлика (Матыр, Керей, Караш, Падыш и др.). В своих путешествиях в подземный мир кам направлялся с просьбами и жертвами к чтимому им сыну Эрлика либо к нему самому.
Таким образом, каждый кам алтайцев имел четырех покровителей, относящихся к разным категориям. У кама Полштопа (сеок Очы), жившего по р. Еремесь (правый приток Катуни), ару тёс — Каршит; алтай — Уч-мусту Кара Каjа — «с тремя рогами (острыми вершинами) черная скала»; кам-тбс — шаман Чуюк из сеока Кергиль (предок по матери); кара тбс — Караш и Керей. У кама Абакан (сеок Кергиль) тангара — Ульгень; алтай — гора Тезим-бий; кам-тёс — Акыйт и др.; кара тбс — Матыр. У кама Сапыра из сеока Тонжоан, жившего по среднему течению Куюма, ару тбс — Каршит; алтай — гора Чаптыган (верховья р. Иши, правый приток Катуни); кам-тбс — знаменитая «летающая» шаманка Канаа и др.; кара тбс — Матыр. У кама Аракызака из сеока Кергиль, как и у кама Абакан, тангара — Каршит; алтай — гора Сулшактаг; кара тёс — Падыш и Керей; кам-тёс — шаман-предок Дьес-Буга.
По представлению алтайцев, каждый из шаманов, камлавших во всех зонах Вселенной, имел четырех персонифицированных духов-покровителей и помощников. При камлании в небесной зоне кам обращался к одному из почитаемых духов категории ару тёс —
«чистых (благодетельных) тёсей», к которым относились преимущественно Ульгень и его сыновья. У каждого кама, путешествующего на небо, был один определенный ару тос — либо сам Ульгень, либо чаще кто-нибудь из его сыновей (Каршит, Лажылган, Бурчаган и т. д.). Данные ару тбси назывались также словом тангара — «божество». Есть конкретные материалы и о том, что обычно каждый алтайский род имел своего тбся-покровителя. Вторым покровителем у каждого кама был свой алтай, т. е. священная гора, носившая то или иное собственное имя, хозяин которой помогал камам в их путешествиях в земной сфере (по горам, снежным вершинам, ледникам-и тайге), принимал жертвы, выслушивал просьбы кама и решал их судьбу. Обычно эта гора, как было показано выше, определяла судьбу самого шамана, его культовую деятельность, продолжительность жизни и т. д. Третьим покровителем у каждого шамана являлся кам-тёс, т. е. дух — предок (или предки) умершего ранее шамана по линии и отца, и матери, который, как правило, и «наступал» или «давил» (тдс пасып-]ат) в свое время на него и заставил стать камом. Эта категория духов шамана помогала ему во всех видах камланий, вливалась в него, охраняла от злых духов его двойника (Jула) и т. д. Наконец, четвертым почитаемым и грозным покровителем кама был дух, относящийся к категории кара тёс — категории злых обитателей подземной сферы, где главенствовал Эрлик. Он и его сыновья — ведущие персонажи упомянутой
категории. Каждый кам считал своим тбсем одного из сыновей Эрлика (Матыр, Керей, Караш, Падыш и др.). В своих путешествиях в подземный мир кам направлялся с просьбами и жертвами к чтимому им сыну Эрлика либо к нему самому.
Таким образом, каждый кам алтайцев имел четырех покровителей, относящихся к разным категориям. У кама Полштопа (сеок Очы), жившего по р. Еремесь (правый приток Катуни), ару тёс — Каршит; алтай — Уч-мусту Кара Каjа — «с тремя рогами (острыми вершинами) черная скала»; кам-тбс — шаман Чуюк из сеока Кергиль (предок по матери); кара тбс — Караш и Керей. У кама Абакан (сеок Кергиль) тангара — Ульгень; алтай — гора Тезим-бий; кам-тёс — Акыйт и др.; кара тбс — Матыр. У кама Сапыра из сеока Тонжоан, жившего по среднему течению Куюма, ару тбс — Каршит; алтай — гора Чаптыган (верховья р. Иши, правый приток Катуни); кам-тбс — знаменитая «летающая» шаманка Канаа и др.; кара тбс — Матыр. У кама Аракызака из сеока Кергиль, как и у кама Абакан, тангара — Каршит; алтай — гора Сулшактаг; кара тёс — Падыш и Керей; кам-тёс — шаман-предок Дьес-Буга.
Хан Калмык- Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Irene и alladin поставили лайк
Похожие темы
» КУЛЬТОВОЕ МЕСТО ПРЕДКА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕЛЕНИЯ У ХАНТ
» ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ
» Четыре души человека в представлении шорцев
» Войны шаманов
» Миф о появлении шаманов
» ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ
» Четыре души человека в представлении шорцев
» Войны шаманов
» Миф о появлении шаманов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения