Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

«Ежик в тумане»: апокрифическая мифология детской сказки (Автор Андрей Демкин)

Перейти вниз

«Ежик в тумане»: апокрифическая мифология детской сказки (Автор Андрей Демкин)

Сообщение автор Медуза в Вт Авг 21, 2018 5:42 pm


Фильм, снятый в 1975 году режиссером Юрием Норштейном, был создан по мотивам одноименной сказки писателя Сергея Козлова – автора многих известных детских сказок и сценариев для мультфильмов («Трям, здравствуй», «Львенок и Черепаха») . В 2003 г. «Ежик в тумане» был признан лучшим мультипликационным фильмом «всех времён и народов» по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Образная глубина фильма вызывает множество бурных эмоциональных реакций зрителей. Как любое талантливое художественное произведение этот короткий мультипликационный фильм кроме фактического, предметного содержания, имеет сложное символическое и аллегорическое значение, которое оказывает многоуровневое воздействие на зрителя. Кто-то, может быть, тронут детской беззащитностью и милой наивностью детской сказки, кто-то может увидеть и символическое и аллегорическое значение, созданное сказочным образом.

Прежде всего, обратимся к творчеству Сергея Козлова. Возможно, в его сказках мы найдем некоторые подсказки, своеобразные зарубки на стволах деревьев в лесу вдоль неприметной на первой взгляд тропинки. Сергей Козлов написал цикл миниатюр о Ежике и Медвежонке. Несколько произведений привлекли наше особое внимание. Налицо вырисовывается весьма характерный образный ряд, сознательно заложенный писателем в произведения .

В Миниатюре «Ежикина Гора» Ежик… слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он - на дне моря… Ежик смотрел на лес, на холм, на Ворону, кружащую за рекой, и вдруг понял, что ему так не хочется отвечать, так не хочется спускаться со своей горы... И он стал благодарно думать о том, по чьей доброте на этой горе оказался.

Заяц, в рассказе «Птица», пытаясь залезть на небо до звезд по веревке, которую он плел все лето, срывается и падает вниз: Заяц разжал лапы и полетел, полетел, полетел, только черный ночной ветер засвистал между ушами.
"Где ж простыня? Где же земля?" - думал Заяц и не знал, что он, как большая птица с широкими крыльями, летит над землей и уже не может упасть.

Тот же Заяц в «Весеннем вольном ветре» … в этот легкий солнечный день действительно с утра почувствовал себя вольным осенним ветром, летящим по полям и лесам.

В других коротких рассказах Ежик беседует с Огнем, вместе с Медвежонком ведут беседы с Горой, которая прячет Солнце, «оттеняют» тишину. Их сосед по лесу Заяц беседует с Водой, Сосновой шишкой и Травой, которая поет «Последнюю осеннюю песню». Медвежонок и Ежик снятся Зайцу, а после они встречаются и оказывается, что сновидение было общим для всех троих. Медвежонок посреди зимы в утренней полудреме мечтает о летнем ливне, а когда просыпается, оказывается, что зима отступила от их кусочка леса и можно идти с друзьями на летний пикник на берег реки.

Волшебные сказочные звери в сказках Козлова также рассказывают нам об измененных состояниях сознания – полудреме, в которой можно оживить свои мысли, стать ветром, добраться до звезд, летать над землей, вызвать летний дождь зимой. Эти сказочные звери беседуют с частями природы вокруг них, слушают голоса тех, кого нет рядом, и общаются друг с другом во сне.
Кто же способен на подобные действия в нашем человеческом мире? Ответ прост: носители древней единой анималистической прарелигии всего человечества – шаманы. 

Шаман способен стать ветром и оседлать Филина для полетов (как Медвежонок в сказке «Не смотри на меня так, Ежик»). Шаман беседует с духами деревьев, травы, воды и гор. Шаман может вызвать дождь. Шаман взбирается по Дереву с девятью ветвями (как советует Белка в сказке «Птица») на Небо – в Верхний Мир. Шаман погружается в Нижний мир, как Ежик в Волчью яму, где почти умирает, но рождается заново («Не смотри на меня так, Ежик»). Шаманы владеет техникой совместного сновидения. Да и Медведь является одним из самых главных созданий в шаманизме - носителем Силы и Мудрости. 

Шаман знает, что умерев, человек рождается снова, то же к чему пришел Ослик в «Правда мы будем всегда?»: 
Ослик снова задумался. Теперь он думал о том как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. "Я похороню его на высокой- высокой горе,- решил он,- так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое,- и мы не умрем никогда..."
- Послушай,- сказал он Медвежонку,- ты не бойся. Ты весной вырастешь снова.
- Как деревце?
- Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.
- А ты не забудешь?
- Что ты!
- Не забудь,- попросил Медвежонок.
Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер.
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить - это значит посадить, как деревце.

Козлов высказывает устами Ежика и мысль о предсуществовании души: 
А когда тебя не было, ты где-нибудь был?
- Угу.
- Где?
- Там,- сказал Ежик и махнул лапой.
- Далеко?
Ежик съежился и закрыл глаза.

Тема повторных рождений косвенно продолжается и в «Веселой сказке». Волк спрашивает у Ослика: 
- Сколько тебе лет?! - спросил Волк, продолжая работать лапами.
- 365 250 дней.
Волк задумался.
- Это много или мало? - наконец спросил он.
- Это около миллиона,- сказал Ослик.
- И все ослы такие старые?
- В нашем перелеске - да!

В той же «Веселой сказке» Сергей Козлов приводит и более конкретное описание шаманской практики – «ментальную» битву Ослика с Волком, из которой Ослик вышел победителем: 
Однажды Ослик возвращался домой ночью. Светила луна, и равнина была вся в тумане, а звезды опустились так низко, что при каждом шаге вздрагивали и звенели у него на ушах, как бубенчики…
Ослика встречает Волк и собирается съесть. Однако, Ослик начинает читать про себя заклинание:
"Бейте в луну, как в бубен,- думал про себя Ослик,- крушите волков копытом, и тогда ваши уши, как папоротники, останутся на земле ." Он повторяет мантру еще раз:
"Бейте в луну, как в бубен,- вспомнил Ослик.- Крушите волков копытом!.." Но не ударил, нет, а просто засмеялся. И все звезды на небе тихо рассмеялись вместе с ним.
Волк озадачивается и после короткого диалога о возрасте уходит «по белой равнине, заметая, как дворник, звезды хвостом».

Вернемся к центральному образу мультфильма. Вероятно, Сергей Григорьевич Козлов получил счастливую возможность образными средствами мультипликации рассказать то, что невозможно было высказать в короткой миниатюре в книге. Изучение творчества Сергея Козлова, показывает, что в 1969 он адаптировал и пересказал для детей сказки охотников и оленеводов Чукотки (Как ворон солнце людям добыл: Сказки охотников и оленеводов Чукотки / Записал и обработал И.Лавров; Пересказал для детей С.Козлов. — М.: Малыш, 1969).

Вероятно, работа с мифологическим материалом северных народов, исповедующих шаманизм, послужила для Сергея Козлова толчком для более детального знакомства с древней религией, которая легла в основу его мировоззрения, нашедшего прямое отражение в сказках про Ежика и Медвежонка.

Что же происходит в мультфильме с Ежиком с точки зрения шамана?

Итак, когда наступают сумерки (лучшее время для начала путешествия в Нижний мир), Ежик отправляется в путешествие. Рядом с Ежиком следует грозный и могучий Дух – в образе Филина, с которым Ежик еще не так хорошо знаком и дружен. Дух этот неотступно следует за Ежиком, иногда показываясь из Тумана и пугая Ежика. Возможно, это Дух – Удха (здесь и далее используется бурятская терминология) – дух охранитель Ежика, дух Филина, который хочет обратить на себя внимание Ежика, но Ежик еще не полностью готов для встречи и взаимоотношений наяву с духом – охранителем. Он не видит и не слышит Филина, хотя тот находится в нескольких шагах от него и ухает в полный голос. Сам Ежик – замкнутая и молчаливая натура, склонная к созерцанию – вероятно, находится в начале пути к знакомству с Духами – сфера Тумана, Ночи влечет его, несмотря на таящиеся опасности. 
Начиная свое путешествие в мире относительной Реальности – Среднем мире, Ежик делает несколько попыток заглянуть в Нижний мир – он смотрит в воду и в глубокий колодец, которые являются символическими «воротами» из Среднего мира в Нижний, используемые шаманами для своих путешествий. В начале путешествия, проходя через Темный лес, Ежик рассуждая о предстоящей встрече с Медвежонком, упоминает можжевеловые веточки, которые предстоит бросить в огонь. Можжевеловые окуривания используются шаманами для вхождения в измененное состояние для путешествий – дым можжевельника обладает несильным галлюциногенным действием. Также окуривание дымом можжевельника позволяет очистить духовное тело от скверны.
Поднявшись на гору, Ежик неожиданно видит перед собой в тумане Белую Лошадь, которая привлекает его. Образ лошади – коня напрямую связан с понятием Коня-ветра – личной духовной силой. Именно наличие у человека сильного Коня-Ветра позволяет устанавливать связь с духовной составляющей своей сущности и воспринимать духовные сущности окружающего мира. В другой своей ипостаси Конь – в виде бубна (Большой конь) или варгана (малый конь) способен переносить шамана в путешествия по Верхнему и Нижнему мирам (бубен) или Среднему миру (варган). 

Визуальный контакт с Лошадью (Конем) вызвал у Ежика желание «спуститься с горки в туман, чтобы понять как там внутри». Ежик начинает схождение вниз. Конечно он не попадает еще в Нижний мир. Духи позволяют ему ознакомиться с Преддверием . Спускаясь в Туман, Ежик лишается в нем даже своего тела: «Вот, и даже лапы не видно…». Он пытается вступить в контакт с Лошадью – но пока у него ничего не получается. Однако, в Тумане Нижнего мира случаются другие встречи: откуда-то сверху падает лист, из под него выползает рогатая улитка, появляется и исчезает видение неведомого зверя с хоботом. Ежик продолжает движение в Тумане, а его Конь – находится где-то неподалеку, там, где еще секунду назад был сам Ежик. Но не все обитатели Нижнего мира безопасны. Через мгновение – на Ежика чуть не нападает Нетопырь. При этом Филин - Дух Удха следует неотступно за Ежиком и вступает с ним время от времени в контакт, однако Ежик все еще не воспринимает Филина должным образом, называя его «Психом», и тут же на него вновь пытается напасть летучая мышь – недоброжелательный дух, обитающий в этих местах.

Неожиданно, где то рядом в Тумане, Ежик обнаруживает присутствие чего-то очень большого. Ежик пытается наугад нащупать это что-то с помощью палки (шаманский посох) и обнаруживает, что находится у корней огромного дуба, с раздвоенным внизу стволом. Ствол и ветви дерева простираются ввысь, далеко за пределы Тумана. Без сомнения Ежик нашел в своем путешествии, протекающим по наитию, ось Мира – Мировое Дерево, чьи корни начинаются в Нижнем мире, у ворот которого находится Ежик, а верхние уже невидимые ветви – простираются до Верхнего духовного мира. Дерево это – Тургэ – сосредоточие всего – место встречи Батюшки-Неба и Матушки-Земли, - отвесная ось Гол – Мировая сущность. В этом месте сходятся Прошлое, Настоящее и Будущее, и шаман может моментально переместиться отсюда в любую точку во времени и пространстве. Однако, похоже, для Ежика это первое путешествие, и он еще не знаком как следует ни со своим Конем-Ветром, ни со своим духом хранителем и другими духами-помощниками. 

Расщелина – дупло в Дереве может приглашать Ежика спуститься еще ниже – к истокам корней в глубины Нижнего Мира, но он еще не готов для такого путешествия и духи не искушают его на столь опасное продолжение путешествия. Стоит Ежику заглянуть в Дупло, как он слышит далекий голос Медвежонка – зовущий его. Духи стараются оградить Ежика от опасности, к которой он еще не готов. Как еще одно отвлечение от опасности – немедленно образуется дело для Ежика – найти оставленный где-то узелок с баночкой варенья. Немедля находятся светящиеся сущности – светлячки, которые выводят Ежика из опасной близости к входу в Нижний мир и сгущающегося тумана в прекрасную рощу, напоминающую храм. Но Ежик еще не умеет общаться с Духами и просить их о помощи – светлячки улетают. Туман вновь сгущается, и недружественные, как кажется Ежику, сущности всплывают то ли в тумане, то ли в его сознании. Из начавшегося круговорота негатива Ежика выхватывает голос Медвежонка и мгновенно появившийся сильный Дух в образе собаки, который, несмотря на свою грозную внешность, весьма дружелюбен и возвращает Ежику утерянный узелок с вареньем. Ежик, вероятно, может усвоить из путешествия один из первых своих уроков – мир вокруг достаточно дружелюбен, и если твой путь светел, и ты нашел в себе силы и желание обратиться к своей духовной сущности, взглянув за пределы Среднего мира, то окружающие тебя духовные существа будут беречь тебя и помогать тебе в любых, даже самых безвыходных ситуациях. Хотя, возможно, это поняли мы с вами, а Ежику еще предстоит до этого дойти.

Вероятно, для закрепления этого урока, сделав несколько шагов в Тумане, Ежик падает в реку, проистекающую, как мы видим, недалеко от Мирового Дерева. Что это за река? Это иное олицетворение сосредоточия вселенной – река Долбор, соединяющая Верхний, Средний и Нижний миры, связующая в единое целое сознание. Здесь встречаются две ипостаси жизни шамана – жизни в физической реальности и в духовной. Как и Дерево, Река служит источником силы. Пользуясь энергией Дерева и Реки , шаман может творить практически все, что пожелает. Река Долбор является и олицетворением потока Сознания, которому Ежик благоразумно покоряется: «Я в реке – пускай река сама несет меня». Несмотря на очевидный страх перед стихией, Ежик покоряется ей и его несет вниз по течению. Вниз – это дальше в Нижний мир. Долбор берет свое начало в Верхнем мире – у вершины Мирового дерева. Ежик поступает как опытный путешественник – покоряется реке и ждет, куда она его вынесет. Скорее всего, где то там впереди – водопад в ущелье или дыра в земле, куда с грохотом падают воды Долбора. Однако, духи понимают, что Ежик еще не готов к таком путешествию – для этого ему следует набраться сил и заручиться поддержкой своих духов помощников.

Плывя по течению Долбора, Ежик видит звезды в небе – возможно и Гвоздь Неба – Полярную звезду, которая может направлять его в Путешествии. Вновь появляется образ Коня-Ветра. Ежик боится овладевшей им стихии и, предчувствуя возможное падение в Нижний мир, думает о смерти. Однако, как и в случае с узелком, Дух («Кто-то») принявший форму рыбы, приходит на помощь Ежику, возвращая его на берег. При этом общение Ежика с Духом- Рыбой происходит посредством «беззвучного» разговора. Духи также не пускают Ежика в Нижний Мир еще и потому, что Ежик пока не является Шаманом. Ежик лишь встал на путь и это первое путешествие в духовный мир – по сути своей - откровение для него.

Ежик завершает свое путешествие у дома Медвежонка. В фильме специально сделан резкий контраст между «земными» заботами Медвежонка и новым состоянием Ежика, который лишь «вчетверть» уха слушает переживания о переставшем интересовать его малиновом варенье. Глаза Ежика устремлены в Пространство Сущего, к истокам которого он только что прикоснулся и вышел из Тумана совершенно иным. Его душу тронули совершенно необычный опыт и переживания, которые уже запустили трансформацию его личности. Перед глазами Ежика звездное небо и образ Коня-Ветра, и тот, непередаваемый тихий восторг еще не осознанного озарения, которое спустя некоторое время, обязательно пробьет себе дорогу к Сознанию Ежика.

Вот такое путешествие совершил наш Ежик в Тумане. Почему же оно так трогает зрителей? Эти Путешествия записаны в генетической памяти каждого из нас. Эти Путешествия содержатся в области коллективного бессознательного, унаследованного от предков, живших в языческую эпоху. Путешествие Ежика отдаленно напоминает великое Путешествие Души с момента смерти и до последующего повторного рождения.

Автор Андрей Демкин
avatar
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 958
Дата регистрации : 2018-08-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения